Подземка может потерять часть пассажиров, которые выберут автобусы и трамваи

Подземка может потерять часть пассажиров, которые выберут автобусы и трамваи

Новые поезда в метро Екатеринбурга впервые закупили в 2011 году, но при этом увеличили цену на проезд

В Екатеринбурге выросла цена на проезд в метро. Теперь за жетон придется платить не 28, а 32 рубля. Никому из нас не нравится, когда взлетают ценники: 4 рубля — это не много, но и не мало (особенно для тех, кто постоянно пользуется подземкой). После обнародования новых цен мы решили сравнить стоимость проезда в метро в других городах страны. Итог — уральская подземка оказалась на третьем месте, сразу после Москвы и Санкт-Петербурга.

Заранее предугадывая негативную реакцию на новости о росте цен, в мэрии постепенно готовили горожан к увеличению тарифов. Чиновники объяснили, что увеличение на 4 рубля нужно для того, чтобы обновить парк поездов. Дело в том, что большинство составов, которые сегодня курсируют в Екатеринбурге, были выпущены аж в 1989 году. Пришло время, когда подвижной состав износился и потребовал капремонта и модернизации. Также были закуплены два новых электропоезда в подмосковных Мытищах.

Закупка новых поездов — это недешевое удовольствие. На два состава из Мытищ было потрачено больше 500 миллионов рублей 

По словам директора метрополитена Екатеринбурга Андрея Панаиотиди, в совокупности общие затраты на обновление подвижного состава выльются в 1,3 миллиарда рублей. А 486 миллионов будет заплачено заводу в Мытищах — за поставку новых вагонов. Поскольку в городской казне таких денег нет, затраты на обновление техники включили в тариф. Добавленные 4 рубля — это так называемая инвестиционная надбавка, которую жители Екатеринбурга постепенно будут выплачивать, чтобы компенсировать затраты подземки.

Однако урбанист Владимир Злоказов уверен, что выбранная стратегия по обновлению парка поездов имеет существенные недостатки и в перспективе может привести только к негативным последствиям для подземки. Свои аргументы Владимир Злоказов изложил в блоге «Живые улицы»

Приводим оригинал его текста:

C 15 мая повышается стоимость проезда в метро Екатеринбурга: c 28 до 32 рублей. Метро также исчезнет из тарифных планов проездных без ограничения числа поездок. Теперь безлимитно можно будет ездить только на наземном транспорте. 

Решение об отдельном увеличении цены на проезд в метро — нелепое по трем причинам:

Во-первых, повышение тарифа — это далеко не единственная возможность получить деньги на замену подвижного состава. Есть кредиты, есть лизинг. Мы ничего не слышали о том, что администрация пыталась задействовать эти инструменты, не прибегая к увеличению стоимости проезда.

Во-вторых, идея о том, что можно получить дополнительные деньги, просто увеличив стоимость услуги, не выдерживает критики. Конечно, если вы имеете дело с неэластичным спросом (когда у потребителя нет альтернативных вариантов), это может сработать, но метро — это совершенно не такой случай. В Екатеринбурге всё, что делает метро, делает и наземный транспорт. Да, медленнее и менее надежно, но делает. И для кого-то это будет аргументом в пользу того, чтобы не ехать в метро. Соответственно, с повышением стоимости проезда в метро можно ожидать и снижение числа пассажиров.

Увеличение стоимости проезда до 32 рублей привело к отмене тарифов, сочетающих метро с наземными видами транспорта

В-третьих, тарифная изоляция метро дополнительно ударит по пассажиропотоку. Началось всё с того, что введенный ранее повременной тариф не стали распространять на метро. Однако изначально при разработке новой маршрутной сети именно для метро повременной тариф и предполагался в первую очередь — чтобы расширить его эффективную область действия за пределы пешеходной доступности станций и позволить пассажирам пользоваться метрополитеном в связке с наземным транспортом без дополнительной платы.

Долгое время повременной тариф не вводили в метро под предлогом устаревших терминалов оплаты на станциях, но, думаю, это были лишь отговорки. С новой же тарифной политикой, полагаю, повременной тариф дойдет до метро еще очень не скоро.

В мэрии дали понять, что валидаторы в метро оказались неспособны считывать с карт поездки по разным тарифам (наземный транспорт — 28 рублей, метро — 32)

Сейчас же случилась новая напасть: метро исключается из проездных билетов без ограничения числа поездок. Я понимаю извращенную логику, стоящую за этой идеей, но проблема в том, что эта логика будет иметь последствия. Новые тарифы по сути превращают метро в премиальный дорогой продукт с ограниченной зоной покрытия. Выход за пределы этой зоны потребует дополнительной платы для пассажиров. В то же самое время на наземном транспорте действуют какие-никакие варианты совершения сетевых поездок, да и зона покрытия у него шире.

В итоге после введения новых тарифов мы, скорее всего, увидим снижение пассажиропотока в метро.

Повышение стоимости проезда не станет способом заплатить за новый подвижной состав, но станет способом перевезти меньше людей за большие деньги и в итоге получить такую же (или даже меньшую) общую выручку.

По мнению урбаниста, метро нельзя было исключать из тарифов, объединенных с наземным транспортом. Получилось, что подземка стала премиальным продуктом с ограниченной зоной покрытия

Изначально же смысл метро все-таки в том, чтобы относительно экономично перевозить большие массы людей. Отсюда все идеи об интеграции метро и наземного транспорта: людей нужно стимулировать к тому, чтобы задействовать метро в своих поездках, даже если они не могут завершить ее, оставаясь в рамках метрополитена. Это позволит заполнять вагоны и вне пиковых часов и сделать оправданными большие капитальные и эксплуатационные расходы, которые предполагает метро.

Наконец, тот факт, что в городе-миллионнике не будет безлимитного проездного на все виды транспорта — это просто смехотворно. В той же Москве безлимитные проездные являются одной из наиболее логичных опций для регулярных пассажиров. Более того, в отличие от Екатеринбурга, в столице есть и удобные для жителей квартальные и годовые проездные, позволяющие дополнительно экономить, и привлекательные для гостей города «короткие» проездные — на сутки, на три дня и на неделю. Наш же город, получается, не только не развивает инструмент проездных, а напротив, ухудшает его. О каком развитии общественного транспорта в таком случае может идти речь?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Источник: Е1