Почему старые икарусы с гармошкой лучше новых автобусов: колонка екатеринбургского водителя

Двадцать лет назад венгерский завод «Икарус» подготовил для Екатеринбурга уникальную партию машин
В этом году в мэрии запланировали серьезно обновить парк общественного транспорта Екатеринбурга. Глава города Александр Высокинский заявил, что будут куплены 100 новых автобусов, а также 60 трамваев (несколько вагонов уже приобрели перед Новым годом). Перед закупками новой техники чиновники присматриваются к новинкам МАЗа и НефАЗа. Ставка будет сделана на те модели, которые будут удобны для пассажиров и выгодны в эксплуатации.

Новые машины постепенно заменят морально и физически устаревшие модели. В их числе — автобусы «Икарус», которые трудятся на маршрутах Екатеринбурга уже два десятка лет. Некоторые водители считают, что венгерские машины еще могут продержаться на линиях годы, если за ними хорошо следить. 

В этой публикации мы привели мнение екатеринбургского водителя Андрея Бархатова, который в нулевых годах водил как раз икарус. Он рассказал о достоинствах этой модели. Андрею есть с чем сравнивать — сейчас он работает на новеньких НефАЗах.

Ikarus — это название, известное любому российскому человеку с детства. Наиболее массовыми и распространенными автобусами этой венгерской марки стали машины 200-й серии. Это междугородние Ikarus 250 и Ikarus 255. Но сегодня хотелось бы поговорить об эксклюзивной модели Ikarus 283.10. Она была изготовлена специально для Екатеринбурга и хорошо смотрелась на фоне предшественников. Машины удалось адаптировать под условия столицы Среднего Урала. 

Перечислим достоинства: 

— Увеличенная длина автобуса: машины были примерно на полтора метра длиннее, но благодаря правильно подобранной длине сцепного устройства (внутри гармошки) и самого прицепа узкие повороты на улицах Екатеринбурга они проходят без проблем. Чего не скажешь о современных НефАЗах, МАЗах, которые на 7 метров короче. Им требуется немного больше места в поворотах.

— Увеличенный поворотный круг внутри гармошки (благодаря ему просторнее в салоне).

— Более удобные сиденья с тканевой обивкой (на предыдущих моделях сиденья были более жесткими).

— Удобные форточки (не примерзают, легко отодвигаются).

— Полноразмерный передний маршрутный указатель (легко прочитать информацию о том, каким путем следует автобус. На модели Ikarus 283.10 над лобовым стеклом сделали отдельную планку с табло).

Маршрутные указатели на Ikarus 283.10 сделали большими и разместили под крышей. На предыдущих моделях венгерских автобусов указатели размещали за лобовым стеклом и гораздо ниже. Прочитать информацию на них было сложнее

— Двери с системой антизажима (для безопасности пассажиров).

— Более мощный двигатель с турбонаддувом (на предыдущих версиях Ikarus, которые работали в Екатеринбурге, моторы были без турбин и значительно слабее. Это особенно чувствовалось в часы пик, когда забитому пассажирами транспорту было тяжело ехать).

— Автоматическая коробка передач. 

Бело-синие Ikarus 283.10 поступили в Екатеринбург в 1998 году. Автобусы сразу стали выходить на наиболее загруженные маршруты. Они стали просто палочкой-выручалочкой в непростой ситуации с общественным городским транспортом того времени. В общей сложности в ЕМУП МОАП поступило 168 таких машин.

Сейчас многие горожане недолюбливают старые венгерские машины за их потрепанный вид и холод в салонах. Но в конце 90-х именно эти автобусы помогли Екатеринбургу поддержать на плаву пассажирские перевозки

Надо сказать, что автобусы сразу показали себя с лучшей стороны как для пассажиров, так и для водителей. У них был просторный салон с одинаковым уровнем пола и мягкий ход — благодаря продуманной пневмоподвеске. А также (что немаловажно для комфорта пассажиров) плавный разгон — благодаря автоматической коробке передач. 

Конечно, не обошлось и без минусов. Самый известный минус Ikarus — холод в салоне зимой (Это проблема не только автобусов, но и трамваев. — Прим. ред.). Но я, как водитель, проработавший на икарусе много лет, могу сказать, что стужа в салоне по большей части не была связана с конструкцией самого автобуса. Ну, или почти не связана. Конечно, обилие дверей не добавляет тепла, но практика показала, что при нормально работающей системе отопления в салоне было тепло. 

Недостаточный обогрев или его отсутствие были связаны с небрежным отношением водителей и специалистов транспортного предприятия, поскольку отопители надо было ремонтировать и обслуживать.Также причина еще и в том, что при включении печек резко падает рабочая температура двигателя, и для ее поддержания требуется включать подогреватель Webasto, который будет расходовать дополнительное топливо. А это не нужно ни водителю, ни предприятию.

Екатеринбуржец Андрей Бархатов много лет проработал за рулем Ikarus 283.10

Одним из минусов машины оказался так называемый неблокируемый дифференциал (механизм в составе трансмиссии, благодаря которому происходит вращение колес). Из-за него автобусам оказалось тяжело трогаться с места на скользкой дороге. Согласитесь, все мы не раз видели икарус, буксующий на небольшом подъеме.

Как водитель и как пассажир, я считаю Ikarus 283.10 лучшими автобусами! Я работал на разных машинах. В том числе на НефАЗах, которые были закуплены недавно. И первое впечатление от новых машин — это жесткая, абсолютно дубовая подвеска! На старых икарусах она значительно мягче. В современных машинах хуже шумоизоляция. Управляемость и маневренность у венгерских автобусов значительно лучше, чем у новых НефАЗов и МАЗов. Так получилось, что икарус просто спроектировали более продуманно.

Все эти доводы не из серии «раньше трава была зеленее». Это объективное рассуждение — как водителя. Я просто понимаю, что старые икарусы в эксплуатации лучше. Некоторое время назад у нас на предприятии даже стимулировали людей, повышали зарплату тем, кто готов был сесть за руль новых автобусов. Говорили: бери машину, она же новая! Но не все водители горели желанием. А потом пошло само собой: бело-синие икарусы просто начали списывать…

Кстати, та низкопольная мания, охватившая транспортный мир в последние годы, не вполне оправдывает себя. Очень странно ради одной средней низкопольной площадки уродовать весь салон. Что мы видим внутри таких автобусов? Сиденья стоят на постаментах на разных уровнях. Для пассажиров слишком узкие проходы, торчащие колесные арки, моторный отсек, занимающий всю заднюю площадку. Концепция салона у икаруса — когда мотор расположен под полом в середине автобуса и одноуровневый пол, — на мой взгляд, более удачная. 

Икарусы еще трудятся на маршрутах Екатеринбурга, но это уже автобусы-ветераны

Зеленые МАЗы гораздо гармоничнее смотрятся на улицах современного города-миллионника, каким является Екатеринбург 

Один из претендентов на обслуживание городских маршрутов Екатеринбурга: курганский автобус, который недавно оценивали чиновники мэрии 

На сегодняшний момент автобусам Ikarus уже 22 года и их осталось совсем мало, большинство порезаны на металлолом. А жаль, ведь при должном обращении эти машины могли бы прослужить еще лет десять. 

Нам досталась эксклюзивная модель. Партия Ikarus 283.10 оказалась одним из последних крупных заказов в истории венгерского завода. Жаль, что эти машины постепенно уходят в прошлое.

А теперь посмотрите ностальгическую подборку фотографий различных моделей автобусов, которые ездили на маршрутах Екатеринбурга и других городов Свердловской области примерно в те годы, когда была закуплена большая партия бело-синих Ikarus 283.10. Архивные снимки нам предоставил фотограф и любитель транспорта Алексей Маров.

Девяностые годы. Ветеран Ikarus 255 из Сухого Лога на одной из улиц Екатеринбурга

ЛиАЗ-677 Ликинского автобусного завода (за которым в советские годы закрепилось обидное прозвище «скотовоз»). Снимок был сделан в 90-е в Березовском

В постсоветские годы на улицах Екатеринбурга появилось много старых автобусов из европейских стран

А здесь вы можете почитать о перспективах метрополитена. В 2019 году подземка Екатеринбурга закупит новые поезда и отремонтирует старые.
Источник: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-65980751-section_id-294.html?from=bot-art